643 Последние изменения: июль 2019

Понятие и виды трудовых споров. Порядок и сроки рассмотрения

Каждый трудящийся, исполняющий свои прямые обязанности при осуществлении трудовой деятельности, наделён полномочиями на защиту своих прав и законных интересов. При этом разрешено использование всех процедур и методов, которые допускаются на законодательном уровне. Часто в рабочем процессе могут возникать трудовые споры, которые требуют урегулирования.

Определение

трудовые споры

Если возникшие разногласия между нанимателем и трудящимся невозможно разрешить путём мирных переговоров, то возникает трудовой спор. Как правило, причинами появления таких споров являются нарушения со стороны работодателя или трудящихся, невыполнение или некачественное выполнение субъектом возложенных на него обязанностей в какой-либо сфере труда или распределения.

Про условия возникновения разногласий

Под условиями возникновения трудовых разногласий подразумевают конкретные обстоятельства и обстановку, которые напрямую воздействуют на трудовые взаимоотношения и являются основоположниками возникновения неурегулированных конфликтов между трудящимися и нанимателем.

Они служат в качестве конкретного повода в определенном трудовом разногласии. Это может быть незнание норм Трудового кодекса или пренебрежение правами работников.

В большинстве случаев трудовые споры рождаются в результате сочетания различных причин:

  1. Причины социального характера;
  2. Экономического и юридического характера

Под условиями экономического направления понимают временные финансовые трудности в компании, которые препятствуют своевременной выплате заработной платы в полном размере, выделению полагающихся льгот и обеспечению необходимых условий для осуществления трудовой деятельности.

трудовые спорыВ результате этого возникают серьезные социальные последствия, сочетаясь с которыми, экономические трудности превращаются в затяжные коллективные трудовые споры, наблюдается резкое сокращение рабочего штата, ликвидация предприятия и масштабная безработица. Уволенные работники имеют законное право подать иск в суд.

К условиям социального характера можно отнести, например, довольно резкое снижение прибыли предприятия, разрыв в высоко- и низкооплачиваемых трудящихся.

К условиям, имеющим юридический уклон, относят недостаточную доступность, противоречивость, а также сложность норм ТК РФ, как для организаций, так и для самих сотрудников. Причиной таких обстоятельств обычно является недостаточность знаний, касающихся трудовых обязанностей, прав и методов их защиты.

О причинах возникновения

Причин для возникновения трудовых споров может быть много. Под этим понятием подразумеваются юридические факты, непосредственно связанные с появлением разногласий и конфликтов между нанимателями и их трудящимися.

Исходя из этого, можно выделить несколько разновидностей таких причин:

  1. Трудовые правоотношения;
  2. Отношения по трудоустройству;
  3. Конфликтные разногласия относительно социально-партнёрского соглашения;
  4. Отношения, связанные с осуществлением контроля над условиями и охраной труда;
  5. Отношения профсоюза, касающиеся вопросов труда и культуры;
  6. Разногласия, связанные с отношениями коллектива трудящихся и руководства организации;
  7. Правоотношения по повышению квалификации на предприятии;
  8. Правоотношения, касающиеся возмещения материальной компенсации;
  9. Конфликтные ситуации, связанные с возмещением вреда, причинённому здоровью трудящихся в компании

Какие разновидности споров существуют?

При осуществлении рабочей деятельности могут возникнуть следующие виды трудовых споров:

  1. Индивидуальные;
  2. Коллективные

 Индивидуальные трудовые споры возникают в том случае, когда неурегулированные мирным способом разногласия появляются между двумя сторонами и касаются применения норм ТК РФ, а также иных правовых регламентов, содержащих нормы прав трудящихся.

К такому виду можно отнести споры между нанимателем и бывшим работником. Более того, индивидуальный спор может возникнуть между начальником организации и претендентом, который желает трудиться в данной компании, а руководитель по неизвестным причинам отказывает в трудоустройстве.

Коллективные трудовые споры появляются в результате выявленных разногласий между группой трудящихся или их представителей и руководством компании. Причиной возникновения конфликта может стать внесение корректировок в рабочие условия, урезание премиального вознаграждения, или, например, желание персонала повысить уровень оплаты труда.

Иногда в качестве сторон, участвующих в споре, могут выступать персонал и орган управления. Это связано с недофинансированием предприятий какой-либо отрасли (медицинские клиники, школы, интернаты и т. д.) Поэтому, существенно ущемляются права, а также интересы трудящихся. Говоря простым языком, требования персонала завышены и не входят в компетенцию администрации. В связи с этим, она перенаправляет их в высшие уполномоченные инстанции для рассмотрения и принятия решения.

Профессиональная помощь

У вас есть уточняющие вопросы по тексту статьи? Задавайте их в комментариях!ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ>>

Как разрешаются споры

Разрешение трудовых споров происходит согласно с принятыми нормами действующего законодательства. Существует несколько шагов в примирительной процедуре:

  1. Рассмотрение причин спора примирительной комиссией;
  2. Рассмотрение конфликтной ситуации в присутствии посредников;
  3. Принятие решения Арбитражем

Первым шагом всегда является работа примирительной комиссии, после которой спор рассматривается при участии посредника. Далее, если компромисса достигнуть не удалось, дело переходит в трудовой арбитраж.

Если обе стороны не пришли к согласию относительно вида примирительного процесса, сразу же по завершению примирительной комиссии, то им следует создать трудовой арбитраж.

Каждая сторона обязана принимать участие в проведении процесса примирения. Процедура проводится в сроки, которые установлены трудовым законодательством РФ. Однако продолжительность разбирательства может увеличиться, если имеется согласие обеих субъектов. Такие сроки называются процессуальными.

Чтобы урегулировать возникший коллективный либо индивидуальный спор, представителям сторон, участникам представительной комиссии, посредникам, а также Службе по урегулированию трудовых споров можно применять только законные способы их разрешения.

Сроки рассмотрения трудовых конфликтов 

Трудящийся обязан обратиться в комиссию по трудовым спорам не позже трёх месяцев, с момента ущемления его законных прав.

В компетенцию комиссии входит функция по рассмотрению принятого заявления не позднее 10 дней. После того, как решение будет принято и объявлено, его можно обжаловать в срок до 10 календарных дней. По истечению этого срока в силу вступает решение (в течение трёх дней).

Органы по трудовым спорам и механизмы реализации

Выбор органа, который может разрешить конфликт между участниками трудовых отношений в какой-либо сфере, во многом зависит от характера возникшего спора и причин его появления. Урегулировать конфликтную ситуацию может вышестоящая организация (или министерство, если у компании ведомственная подчиненность). В случае, когда вышестоящая организация имеет полномочия изменять решения нижестоящей компании или давать указания обязательные для исполнения.

Важная инстанция, в которую следует обратиться при возникновении споров – это комиссия по трудовым спорам. Если работнику не удалось урегулировать спор собственными силами при помощи переговоров с работодателем, то следует создать трудовую комиссию.

Судебные органы рассматривают все возникшие индивидуальные споры. Этот момент чётко разъясняет статья 46 Конституции России, в которой закреплено право всех трудящихся лиц на защиту в судебном порядке.

Споры рассматриваются в судебном порядке на основании:

    1. Заявления от трудящегося (например, за различные нарушения прав работника, разглашения его персональных данных, задержку или не выплату заработной платы, изменение условий труда в худшую сторону и т. д.);
    2. Заявления от нанимателя (например, на возмещение ущерба от поломки инвентаря и т. д.);
    3. Иск от лиц, которые были подвержены дискриминации;
    4. Заявления, связанные с отказом в принятии на работу;
    5. Иски от трудящихся, которые осуществляют трудовую деятельность без официального оформления.

Суд рассматривает, как правило, дела более сложные. Обычно в них участвуют серьёзные должности, высокие заработные платы и престижные предприятия. Но до суда может дойти абсолютно любое заявление. Дела, имеющие запутанную цепочку событий, лучше всего рассматривать в судебном порядке.

Также в судебном разбирательстве может быть установлена незаконность проводимой или объявленной забастовки.

Рассмотрение коллективных споров всегда проходит в рамках примирительных процедур, органом юрисдикции, в которых принимает участие примирительная комиссия, посредник или трудовой арбитраж.

Более того, органы надзора и контроля, которые имеют полномочия давать предписания, обязательные для исполнения, также могут поспособствовать устранению причин, вызвавших разногласия и устранить их.

Подводя итоги, отметим, что полномочия по защите своих прав и интересов есть у каждого работающего человека. Под трудовыми спорами понимают противоречия и конфликтные моменты, которые возникают в трудовом процессе между нанимателем и трудящимися. Для устранения разногласий существуют специальные органы, которые обязаны урегулировать и разрешить любой возникший спор.

Чтобы полноценно защитить свои интересы в случае появления конфликтной ситуации с работодателем, каждый трудящийся должен хорошо разбираться в нормативных актах трудового законодательства.

Наши юристы ответят на ваш вопрос!

Для принятия решения в вашей конкретной ситуации обратитесь, пожалуйста, к специалисту через форму онлайн-консультанта либо по телефонам:вопрос юристу

Москва и область: +7(499) 577-00-25 доб. 691
Санкт-Петербург: +7(812) 425-66-30 доб. 691
Все регионы РФ: 8(800) 350-23-69 доб. 691
Это быстро, бесплатно и конфиденциально!

Всего голосов: 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 для диалога необходимо принять Правила кофиденциальности *